Мы автоматически определили Ваш город как , верно?
Да
Выберите город
Качественное светодиодное оборудование с 2005 года
8 (800) 707-23-22
Часы работы: 9:00 до 21:00
Узнать статус заказа
Введите номер заказа

Задайте нам вопрос

Регистрация

Рекомендуем придумать достаточно надежный пароль. Пароль может содержать строчные и заглавные буквы, а также цифры 0-9. Не передавайте доступы к вашему кабинету третьим лицам.

Рекомендуем придумать достаточно надежный пароль. Пароль может содержать строчные и заглавные буквы, а также цифры 0-9.
Не передавайте доступы к вашему кабинету третьим лицам.

Авторизация
Забыли пароль?
/ Освещение и неон

Освещение и неон

Добавлено 01.10.09

Неон в нашей стране получает все более широкое распространение, несмотря на быстрый прогресс светодиодных изделий. Неон в наши дни используется и в наружной рекламе, и в архитектурном освещении, и в декоративной подсветке или освещении жилых помещений. Эта статья посвящена освещению вообще и неоновой подсветке в частности. Автором рассматриваются и раскрываются в популярной форме многочисленные аспекты, в том числе и чисто технические. Статья будет одинаково интересна как дизайнерам, так и специалистам в области освещения интерьеров, и специалистам, занимающимся наружной рекламой. Читайте, и Вы откроете для себя много нового!

Свет и освещение

Освещение, исходящее от Солнца или от источника света искусственного происхождения, является одним из важнейших условий восприятия нами внешнего мира, единственным и непременным условием определения нами видимого пространства, которое для нас просто не существовало бы, не будь света.

Таким образом, свет является <посредником>, инструментом передачи информации, который, по сути, и создает мир таким, каким мы его воспринимаем. С наступлением ночи наши города и села меняют свой облик, наши глаза передают нам уже другую информацию, меняя наше отношение к внешнему миру, который нам кажется другим. Наши чувства, наша реакция и наше поведение меняются. И все это только потому, что света становится меньше.

В далеком прошлом, по общепринятым понятиям, появление и исчезновение света воспринималось как нечто само собой разумеющееся, нечто обыденное и неотвратимое. Как только солнечный свет исчезал, только огонь костра, восковой свечи или масляной лампы помогали воссоздать видимое пространство, продлевая дневную реальность.

Современный мир предлагает нам гораздо больше. Перед нами бесконечные возможности выбора между осветительными системами с самым различным качеством и характеристиками, которые могут изменять и придавать формы видимому нами пространству в мире, где мы с вами живем, очень ярко выраженным образом.

Когда естественный свет отсутствует, искусственное освещение остается самым мощным средством, которым мы располагаем для того, чтобы создавать внешнее пространство, мир с любыми предметами обстановки, любые архитектурные ансамбли, любые цвета. Все эти предметы либо исчезают, когда мы выключаем свет, либо изменяются до неузнаваемости, если меняется освещение.

На сегодняшний день источники искусственного света обладают различными аспектами, которые в настоящее время стали подвластны нам в технологическом плане.

Мощность и эффективность

Освещение - это распространение лучистой энергии в пространстве. Человеческий глаз воспринимает целую гамму частот (между 400 и 700 нм), но различными способами. Если излучение энергии концентрируется на центральных частотах такой гаммы, т.е. на тех, которые мы воспринимаем наилучшим образом, мы получаем наибольшую эффективность освещения. Если же, наоборот, рядом с наиболее воспринимаемыми нам частотами, источник света производит и многие другие частоты, которые мы воспринимаем либо слабо, либо совсем не воспринимаем, эффективность сокращается.

Мощность источника света измеряется в Ваттах, а его эффективность - в соотношении между Ваттами и Люменами (lumen/watt). Люмены выражают световой поток целиком, т.е. общее количество света, излучаемого во всех направлениях от источника, сопоставляемого с чувствительностью человеческого глаза к различным частотам.

Спектр чувствительности человеческого глаза.

Форма

Раньше, когда искусственное освещение происходило только от огня, его возможные формы были определены свойствами различных горючих материалов, сильно зависели от ветра и дождя, и требовали всевозможных защитных ограждений. Сегодня же мы располагаем источниками света и точечными, и растянутыми по прямой линии, либо теми которые разворачиваются в определенной плоскости, или же трехмерными. Точечный источник света, помещенный в отражающую параболу, идеален для получения направленных пучков света, которые распространяются на большое расстояние и создают четкие тени. Именно это свойство сделало столь популярными общепринятые лампы накаливания и галогенные лампы, а также различные газосветные лампы высокого давления.

Неоновые лампы могут быть приближены к этой типологии, если используются трубки маленького диаметра, согнутые особым образом, чтобы максимально уменьшить общие линейные размеры. Самым общим примером для ламп такого типа являются так называемые <компактные> лампы. Неоновые лампы идеальны для создания линий света. Такой линейный источник может быть помещен в отражающие профили с параболическими секциями для того, чтобы проецировать на расстоянии тонкие линии света, которые освещают поверхности.

Чем меньше диаметр используемой трубки, тем четче <острие> производимого света. Необходимо помнить, что если пучок или линия света освещают поверхность, например, потолок или стену, то последняя может частично отражать свет и распространять его во всех направлениях, создавая рассеянное освещение. Такое решение наиболее подходит для создания мягкого освещения, чтобы избежать ослепления источником света. Эффективность системы в любом случае будет меньше из-за поглощения света отражающей поверхностью.

Неоновая трубка, располагается она открыто на поверхности или в закрытом пространстве под светорассеивающей плоскостью, в любом случае производит рассеянное свечение.

Хорошая проектировка системы освещения должна быть сделана с учетом того факта, что большая часть проецируемого или распространяемого света имеет различные психологические эффекты.

Свет, который производит резкие тени и оттенки, имеет возбуждающий и стимулирующий эффект, захватывает внимание, и поэтому преимущественно используется на сценах театров. Рассеянный свет, наоборот, производит успокаивающий эффект, но вместе с тем, и несколько подавляющий, как день с серым облачным небом, съедающим тени.

Хорошее проектирование света подразумевает умение комбинировать и использовать как рассеянные источники света, так и концентрированные, согласно требованиям и типу обстановки, которую необходимо создать.

Я могу посоветовать сочетать неоновые лампы <теплых> оттенков маленького диаметра, согнутые в спирали для максимального концентрирования источника света, с линейными лампами <холодных> оттенков, которые производят рассеянное свечение. Так можно воссоздать эффект настоящего солнечного освещения, где тени, которые имеют бледно-голубой оттенок от неба, цвет, отличающийся от поверхностей, получающих прямой свет от Солнца, более <теплого> оттенка. Т.о. можно добавить к оттеночному контрасту также и световой контраст, придающий освещению большую естественность и динамику.

Движение света во времени

Солнечный свет доходит до земли, изменяя освещенность ее поверхности в зависимости от времени дня, сезона, а также погодных условий. Изменение освещенности обозначает и разделяет течение времени и объединяет нас с существованием вселенной. Первое искусственное освещение, основанное на огне, постоянно менялось, в зависимости от истощения или восстановления горючего вещества, движения воздуха и любых других феноменов, как значительных, так и незначительных, которые происходят в процессе горения. Подвижность огня и дрожание свечи поддерживали компанию и согревали сердце, как присутствие чего-то живого.

Электрический свет принес стабильное освещение, преимущественно всегда одинаковое. Вместе с увеличением количественных возможностей освещения, мы получаем некое качественное обеднение, заключающееся в неподвижности этого освещения.

Использование электронных технологий может исправить этот дефект. Действительно, есть возможность задавать программу, при помощи специальных устройств или компьютера, и создавать постоянные изменения, достаточно быстрые и заметные, не только по интенсивности светового излучения, но также и по цвету освещения, его происхождению, типу, и распространению в пространстве.

Отныне ограничения могут быть только в фантазии дизайнера. Данный аргумент требует особого осмысления, и может стать сюжетом следующей статьи.

Спектр белой поверхности в тени при ясном небе (температура цвета 7224 К, CRI 96)


Спектр белой поверхности на солнце при ясном небе (температура цвета 4229 К, CRI 97)


Спектр белой поверхности при облачном небе (температура цвета 5796 К, CRI 100)


Спектральная композиция

Неоновые лампы, как холодного, так и теплого свечения, имеют характеристики весьма подходящие для нужд искусственного освещения: большое разнообразие оттенков белого цвета и спектральных композиций.

Люминофор, преобразующий невидимое ультрафиолетовое излучение в видимый свет, является источником света и может быть нужным образом смешан для достижения любых желаемых характеристик. Например, его спектральные композиции могут эффективно имитировать богатое солнечное свечение.

Цвет люминофора зависит от его химического состава и других физических характеристик, которые могут иметь самые различные варианты для достижения искомого результата. Гамма цветов, получаемых при помощи люминофора, покрывает практически всю поверхность трихроматического треугольника.

Эта гамма ограничена только присутствием видимого компонента люминесцентного разряда с ртутными парами, состоящего из четырех пиков (фиолетового, синего, зеленого и желтого), которые вкупе воспринимаются глазом как голубой цвет.

Этот цвет добавляется к цвету люминофора и впоследствии изменяет его, смещая его к белой зоне, находящейся в центре треугольника. Т.о., цвета газосветных ламп не являются очень насыщенными. Насыщенные цвета могут быть получены при фильтрации всех или части пиков, производимых люминофорами при газовом разряде с ртутными парами. Такая фильтрация может быть сделана при помощи подходящих пигментов или, для достижения лучшего результата, используя цветное стекло, гамму .

Проблема насыщенности цветов затрагивает только специальное освещение, например, театральное, артистическое или декоративное. В рабочих и жилых помещениях необходимо, чтобы свет содержал полный спектр, то есть, он должен быть обязательно белым.

У неоновых ламп, белое свечение не имеет строго определенного спектра, как у ламп накаливания. Их спектр может быть составлен как угодно, и может иметь самые различные характеристики, которые могут жестко определять воспроизведение различных цветов.

Способность освещать цвета, не искажая их, выражается индексом цветопередачи (CRI - Color Rendering Index), по шкале от 1 до 100. Солнечный свет, например, имеет CRI, равный 97-100 (см. выше).

Белые лампы могут иметь более <теплый> или более <холодный> оттенок, который называется температура цвета. Температура цвета измеряется в градусах Кельвина согласно следующей схеме: если нагревать абсолютно черное тело, то при нагревании начинает излучаться свет сначала красного цвета (когда оно раскалится до температуры 1000 °K), затем оранжевого, затем желтоватого, потом белого и, в конце концов, бледно-голубого, как показано на графике в колориметрическом треугольнике.

Таким образом, при более низкой температуре цвета получаются более <теплые>, в то время как при более высокой температуре - более <холодные>. Например, температура цвета 4500 К - теплый белый, температура цвета 6500 К - холодный белый.

Если лампы с нитью накаливания все время располагаются строго на графике (см. рисунок слева), то неоновые цвета могут отходить от него на значительное расстояние, но при этом также могут быть классифицированы как оттенки белого цвета, находясь в условно определенном секторе (рисунок справа).

Неоновые лампы, классифицированные одинаковой температурой цвета, могут представлять самые различные тона, так как отодвигаются от графика температуры цвета вверх (к желтым и зеленым цветам) или вниз (к розовым цветам и цветам мальвы).

Для работы со светотехникой необходимо помнить, что обычно при низком уровне освещения более подходящими будут теплые цвета, в то время как, если уровень освещения должен быть высоким, предпочтение отдается холодным цветам.

Среди неоновых ламп, которые сегодня производятся и используются, мы можем на сегодняшний день сгруппировать три категории белых цветов.

 Белые <Стандарт> или <Галофосфат>.

На диаграмме изображен спектр № 2

Смесь люминофоров преимущественно состоит из люминофоров, называющихся галофосфатами, которые относительно не дороги и нацелены, прежде всего, на эффективность свечения, а не на высокую цветопередачу. Спектр таких белых цветов беден красными оттенками (630-670 нм), но в то же время богат длинами желтых и зеленых волн, где наиболее высока чувствительность человеческого глаза.

Вероятно, именно эти характеристики лежат в основе негативного отношения со стороны публики к освещению неоновыми лампами.

Действительно, недостаток в спектре красного цвета искажает воспроизведение цветов и оттенков, прежде всего цвета кожи человека, которая кажется неестественно бледной, как бы <мертвой>, что производит угнетающий эффект. Это неудивительно, так как индекс цветопередачи колеблется от 50 до 76, в зависимости от температуры цвета.

 Белые <Трифосфор>.

На диаграмме изображен спектр № 66.

В смесь люминофоров включены так называемые <редкоземельные> элементы, успешно используемые группой <Технолюкс> с 1977 года при производстве газосветных ламп. Типичный спектр состоит из пиков.

Внимание! Некоторые ошибочно полагают, что яркость трубок с <редкоземельными> элементами в несколько раз выше, что неверно и может привести к ошибкам в расчете мощности освещения. Такие лампы имеют яркость только в 1,2 - 1,4 раза выше, чем остальные трубки.

Они стоят дороже и производят свечение, имеющее большую эффективность, так как способны преобразовывать в видимый свет более значительную часть ультрафиолетового излучения.

Это означает, что можно использовать лампы с меньшим диаметром (где, имеется сильное ультрафиолетовое излучение на люминофорное покрытие лампы), а также, что можно увеличивать интенсивность тока в лампе, без ухудшения, а наоборот, даже с улучшением соотношения Lumen/Watt. Это позволило, к примеру, производить компактные неоновые лампы.

<Трифосфор> - это смесь из трех люминофоров: 1. интенсивно излучающие синий свет (примерно 450 нм); 2. интенсивно излучающие зеленый свет (примерно 550 нм); 3. интенсивно излучающие оранжево-красный свет (примерно 615 нм).

Эти три пика позволяют увеличивать контраст цветов, делая освещение более приятным и увеличивая индекс цветопередачи до более высокого уровня, между 81 и 89. В любом случае, если необходимо получить максимально богатые и четкие цвета, это не самый подходящий выбор по причине формы пиков спектра свечения. Проще говоря, такие фосфоры имеют тенденцию усиления в большей степени тонов зеленого и оранжевого цветов.

 Белые <Спектра>

На диаграмме изображен спектр № 1 Spectra.

<Спектра> - название, которое группа <Технолюкс> использует для обозначения смеси люминофоров с наиболее полным спектром, имеющим наиболее высокий индекс цветопередачи. У <холодных> оттенков белого цвета показатель CRI доходит до 97-99, у более <теплых> постепенно снижается до 90.

Освещение лампами этого типа обеспечивает максимальную точность цветопередачи и особенно рекомендуется для освещения рекламных стендов, а также в графике, в мебельных салонах и в магазинах одежды для внутреннего освещения.

Среди производителей неоновых ламп подобные смеси называются "Extra", "Extra De Luxe", "Super De Luxe", и они имеют показатель CRI выше 90.

 

Президент группы <Технолюкс> г-н Бруно Таккони, 8 мая 2003 г.